Здравствуйте, Ира!
Давайте, вначале, сравним ориентировочные показатели развития речи детей трёх лет, составленные на основе многолетних исследований педагогов практиков и врачей педиатров.
Итак, ребёнок трёх лет понимает смысл речи взрослого о событиях и явлениях, происходящих не только в данный момент, но и о прошлых, и о будущих. Подражает речевым звукам, легко повторяет слышанные четверостишия, песенки, потешки. Словарный запас составляет около 800- 1300 слов. Малыши часто сокращают длинные и малознакомые слова, переставляют в словах слоги, звуки, пропускают звуки в некоторых словах или добавляют дополнительные гласные. Говорят короткими фразами, состоящими из 3-4 слов, порядок слов в предложении часто путают, искажают род имён существительных, произносят неправильные падежные окончания. Согласные произносят мягко, свистящие и шипящие произносят недостаточно чётко, пропускают или заменяют другими звуками. В этом возрасте дети склонны к подражанию, повторяя вслед за взрослыми слова и фразы, детишки не только запоминают их, но и, упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, укрепляют свой артикуляционный аппарат. Поэтому очень важно, чтобы взрослые, разговаривая с ребёнком, следили за чёткостью, ясностью, темпом речи, т.к. в убыстренной речи при небрежном произношении, которое характерно для разговорной речи, гласные и согласные звуки изменяются, как бы стираются, ребёнок, не слыша их, и сам начинает говорить неправильно.
Теперь о том, как заставить говорить.
Заставить невозможно! А вот создать условия для развития речи детей не так уж и сложно.
Ребёнок запоминает только то, что ему интересно.
А интересно ему в этом возрасте – ИГРАТЬ!
Главное с удовольствием играть вместе с ребёнком и радоваться вместе с ним.
Напишите, что любит делать Ваш ребёнок, какие у него любимые игрушки, готовы ли Вы выполнять несложные игровые упражнения вместе с ребёнком эмоционально, заинтересованно и весело?
Если да, то я, в рубрике «Проблемы Масяши», расскажу, какие игры и упражнения стимулируют развитие речи у детей.