Воспитание, образование и развитие детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях. Физическое, художественно-эстетическое, креативное, эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Советы, рекомендации, рецепты от педагогов, психологов, докторов и поваров. Всё это, и не только, на нашем сайте.

Средства компенсации гиподинамии и гипокинезии

Интегрированное музыкально-ритмическое занятие

Ёще Аристотель говорил: "Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие".
Согласно современным данным катастрофически растёт заболеваемость детей, снижается их уровень физической подготовленности. Двигательная активность детей, за время пребывания в детском саду, реализуется лишь наполовину, т.к. они свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных средств компенсации гиподинамии и гипокинезии. (Гипокинезия (Гк) – пониженная двигательная активность. Гиподинамия (Гд) – понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат).
Чтобы активизировать самостоятельную двигательную активность и корригировать возникающие в процессе обучения у детей проблемы с фигурой, была составлена оздоровительно – профилактическая программа по интегрированной музыкально-ритмической деятельности, рассчитанная на четыре года обучения – от3-х до 7-ми лет.

(Ритмика – система физических упражнений, имеющих целью воспитать чувство ритма. Ритм – соразмерное чередование каких либо элементов: звуковых, речевых, изобразительных и т.д., происходящее с определённой последовательностью, частотой. Интеграция – объединение в целое каких-либо частей или элементов).
В данной программе, учитывающей принципы систематичности, постепенности, последовательности, повторности, специально подобранные упражнения, этюды психогимнастики, словесные, музыкальные, пальчиковые, подвижные, дидактические игры, танцевальные композиции, элементарное музицирование на простейших народных инструментах, элементарный самомассаж:
- укрепляют здоровье детей,
- повышают функциональные и адаптационные возможности организма, умственную и физическую работоспособность;
- позволяют воздействовать на весь организм в целом, и на отдельные группы мышц и органы;
- помогают гармонично развивать все звенья опорно-двигательного аппарата, формировать правильную осанку;
- учат владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать движения различных частей тела;
- благотворно влияют на развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
- устраняют психоэмоциональное напряжение, создают хорошее настроение, ориентируют на позитивное восприятие окружающего мира, способствуют развитию у детей художественного восприятия мира через движения, мимику, жесты, позы, пластику;
- решают задачи раскрепощения личности ребёнка, способствуют пробуждению творческих сил;
- формируют сплоченность детского коллектива;
- развивают музыкально-ритмические способности;
При разработке занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. №65(23-16), где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движений, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.

Организация занятий по музыкально – ритмической деятельности.

Занятия проводятся во второй половине дня. Так как занятия являются интегрированными, продолжительность их может быть от 25 до 45 минут в разных группах.
Занятия строятся на основе возрастных, индивидуальных, психофизиологических особенностях детей. Каждое разработанное занятие проводится в течение 2—3 месяцев. Все упражнения следует разучивать во время утренней гимнастики, на физкультурных занятиях, отдельные элементы — на музыкальных занятиях, прогулках, во время подвижных игр. Каждое упражнение усложняется лишь после того, как доведено до автоматизма. При этом упражнения, используемые во второй части занятия, а также этюды психогимнастики, танцы и игры в части «интеграции + развитие творческого воображения» можно менять через 2-3 занятия, постепенно их усложняя и увеличивая нагрузку, варьируя в соответствии с сюжетом. Упражнения, игры, этюды, танцевальные движения, используемые в 1-ой части занятия, целесообразно выполнять на протяжении 15-16 занятий. В процессе проведения занятий, педагог корректирует физическую нагрузку, если видит признаки перенапряжения или недостаточной активности у занимающихся детей: снижает или увеличивает темп движений, уменьшает или увеличивает амплитуду движений, переходит на низкую или высокую интенсивность движений.
Главная задача педагога – создать на занятиях атмосферу праздника, радости. Свободу, естественность, отсутствие всякого напряжения, бодрость и великолепное настроение должны чувствовать дети, выполняя музыкально-ритмические задания.
Занятия проводят в зале, в котором предварительно делают влажную уборку и хорошо проветривают. Во время занятий открыты все фрамуги (без сквозняка), что обеспечивает доступ свежего воздуха.
Одеты дети в облегчённую одежду, не стесняющую движений и не вызывающую перегрева. На ногах детей хорошо укреплённые матерчатые тапочки (чешки) или махровые, шерстяные носки, гетры, чтобы ноги ребёнка не охлаждались.
Занятия проводятся при участии двух педагогов, одетых в спортивную форму, преподавателя по ритмике и воспитателя группы, находящихся в постоянном творческом контакте. Воспитатель следит за движениями детей, показывает правильное выполнение движений тому ребёнку, у которого не получается.
Исходя из сведений о состоянии здоровья детей, которые сообщает мед. сестра или врач, воспитатель и педагог по ритмике определяют, кто из детей может активно участвовать в занятии, а кто должен ограничиться выполнением доступных для него упражнений.

Интегрированное занятие по музыкально-ритмической деятельности для детей младшей группы[B]

Подготовка к занятию:
Проветрить зал, разложить атрибуты: по две погремушки, по одному резиновому мячу диаметром 6-8см, на каждого ребёнка; три обруча диаметром 60см.
Иллюстрации серого и белого зайцев;
птиц: белого лебедя, чёрного грача, аиста, цапли, бородача, дятла, зяблика, кукушки, иволги, зеленушки.
бабочек: капустницы, махаона, павлиньего глаза, аполлона,крапивницы, пестрянки, адмирала, голубянки.

Ход занятия:
Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки!
Попрошу всех ровно встать, никого не задевать, все, что я вам покажу – дружно выполнять!
Вот как весело шагаем-
Только пятки поднимаем!
Описание упражнения:
И.П. – О.С. на носках, руки на поясе
1- опустить левую пятку на пол, сгибая колено правой ноги
2- опустить правую пятку на пол, одновременно поднимая левую пятку и сгибая колено левой ноги.

(после того, как эти движения будут разучены, объединяем их
с различными положениями рук, плеч, туловища:

вариант №1
И.П. – О.С. на носках, руки согнуты, локти вниз, пальцы сжаты в кулаки.
1- сгибая колено правой ноги, вывести вперёд согнутую левую руку.
2- сгибая колено левой ноги, вывести вперёд согнутую правую руку

вариант №2
И.П.- О.С. на носках, руки согнуты, локти вниз, ладони вперёд.
1- опуская правую пятку на пол, правую руку вывести вперёд, сохраняя положение кисти
2- опуская левую пятку на пол, левую руку вывести вперёд, сохраняя положение кисти, одновременно поднимая правую пятку и возвращая правую руку в и.п.

вариант №3
И.П. – О.С. на носках, руки вперёд, кисти вверх
1- с поворотом ног и таза налево опустить левую пятку на пол, правую ногу согнуть в колене, прямые руки отвести влево
2- с поворотом ног и таза направо опустить правую пятку на пол, левую ногу согнуть в колене, прямые руки отвести вправо

вариант №4
И.П. – О.С. на носках, руки согнуты, локти вниз, кисти подняты вверх
1- опустить правую пятку на пол, одновременно левую ногу согнуть в колене и поднять руки вверх, кисти опустить вниз
2 - опустить левую пятку на пол, одновременно правую ногу согнуть в колене и опустить руки в и.п.)

А сейчас мы не шагаем,
Мы слегка поприседаем!


Описание упражнения:
И.П. – О.С. , руки на поясе
1- небольшое полуприседание
2- и.п.

(после того, как эти движения будут разучены, объединяем их с различными положениями рук, плеч, туловища:

вариант №1
И.П. – О.С., руки вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки
1- полуприсед, руки скрестно поднять вверх
2.- и.п., руки вверху развести в стороны
3.-полуприсед, руки скрестно опустить вниз
4- и.п., руки внизу развести в стороны

вариант №2
И.П. – О.С., руки на поясе
1-полуприсед с поворотом туловища вправо, руки в стороны, ладони вверх
2- полуприсед в и.п.
3- полуприсед с поворотом туловища влево, руки в стороны, ладони вверх
4- полуприсед в и.п.

вариант №3
И.П. – О.С., руки на поясе
1-полуприсед с поворотом туловища вправо, правая рука в сторону, ладонью вверх
2- полуприсед в и.п.
3- полуприсед с поворотом туловища влево, левая рука в сторону, ладонью вверх
4- полуприсед в и.п.

вариант №4
И.П. – О.С., руки вдоль туловища
1- полуприсед, правая рука показывает на «травку»( рука отводится в сторону вниз на уровне колена)
2- полуприсед, левая рука показывает на «травку»
3- полуприсед, правая рука показывает на «дерево» (рука отводится в сторону на уровне груди)
4- полуприсед, левая рука показывает на «дерево»
5-полуприсед, правая рука показывает на «птичку»(рука отводится в сторону вверх на уровне плеч)
6- полуприсед, левая рука показывает на «птичку»
7- полуприсед, обе руки поднимаем вверх, ладонями друг к другу (показывают на «солнышко»)
8- полуприсед, обе руки опускаем вниз в и.п).


Будем с музыкой играть: где громко, а где тихо учиться различать,
Громко музыка играет, громко детки отвечают, Тихо музыка играет – тихо детки отвечают.

Описание упражнения:
На тихую музыку дети тихо хлопают в ладоши или тихо топают ногами.
На громкую музыку дети сильно хлопают в ладоши или сильно топают ногами
(как варианты: на тихую музыку дети хлопают в ладоши, на громкую топают ногами;
на тихую музыку дети гладят себя по головке, на громкую хлопают ладошками по бёдрам; и т.п.)

Зашагали ножки дружно
Очень громко топать нужно,

Описание упражнения:
Дети шагают сначала на месте, высоко поднимая согнутые в коленях ноги, затем с продвижением вперёд, энергично работая руками
А сейчас ты не зевай
Пару быстро выбирай
Дружно парой идём,
За собою всех ведём
Припев: Мы танцуем – топ-топ-топ,
Бьём в ладоши - хлоп-хлоп-хлоп.
Покружись, покружись
И друг другу поклонись.
А теперь весёлым кругом
Побежали друг за другом
Веселей, веселей,
Быстрых ножек не жалей
Припев: Мы танцуем – топ-топ-топ,
Бьём в ладоши - хлоп-хлоп-хлоп.
Покружись, покружись
И друг с другом обнимись

Дети выполняют движения по тексту песни

Обнялись и покружились, вдруг в Незнаек превратились!
Ничегошеньки не знаем,
Ничего не понимаем.

Описание упражнения:
И.П. – ноги слегка расставить, руки вниз, ладонями вперёд
1-полуприсед с поворотом влево, плечи поднять вверх, руки слегка приподнять, на лице удивление
2- И.П.
3- полуприсед с поворотом вправо, плечи поднять вверх, руки слегка приподнять, на лице удивление
4- И.П.

Как в сказке вырос вокруг лес.
(показываем руками вокруг себя)
А в лесу полно чудес:
(покружились, руки в стороны ладонями вверх)
Здесь зайчонок пробежал
(показываем руками, где пробежал)
От лисы он убежал.
(прыгаем на двух ногах, как зайчики)
Тут лиса-краса прошла
(показываем руками, где шла)
Хвостом следы все замела
(импровизация движений лисы)
Серый волк по лесу рыщет
(бег широким шагом, показываем «когти, зубы)
Зайчика он тоже ищет.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения

Зайчик летом всегда серый,
(показать иллюстрацию)
А зимою белый, белый
(показать иллюстрацию)
Он бесстрашным был и смелым

Покажите, каким смелым он был!


Описание упражнения:
Дети стоят, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят. Уверенный взгляд.


1.2.3.4.5.
Продолжаем мы играть

Птички по лесу летают
(имитация полёта птиц)
Звонко песни распевают
(имитация пения)
В берлоге сладко спит медведь
(показываем где и как спит медведь)
И не нужно тут шуметь
(отходят спиной, на носочках)
Вдруг проснулся медведь,
Да как начал реветь:
«Ры, ра, ры, ру,
Ра, ры, ра, ры, ра, ры, ру»

Дети выполняют движения по тексту стихотворения

Много, много медвежат за медведицей спешат

Описание упражнения:
И.П. – стоя на четвереньках
Двигаться по залу на четвереньках

Удивился медведь, танцевать стал и петь

Описание упражнения-танца смотрите в сб. «Ритмическая мозаика»,Бурениной, стр.46

Закашлялись мишутки, наверное, замёрзли, давайте наденем чулочки

Описание упражнения:
И.П. – сидя на полу, ноги вытянуты.
Большим пальцем правой ноги провести от большого пальца левой ноги к колену левой ноги и назад.
Повторить упражнение левой ногой.

Согрелись мишутки и застучали по земле пальцами ног, как по барабану

Описание упражнения:
И.П. – сидя на полу, колени согнуть
Стучать по полу пальцами ног, не касаясь, пола пятками, постепенно выпрямляя колени


Услышали барабанщиков птицы-тетери,
Быстро, быстро прилетели
«Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели».

Дети выполняют движения по тексту песни

Две тетери улетели, а воробышки прилетели.
Мамы птицы поют низко: «Чик-чирик. Чик – чирик». А птенчики поют высоко: «Чик-чирик. Чик – чирик». Девочки будут мамами птицами. Они будут летать и петь низкими голосами: «Чик-чирик. Чик – чирик» тогда, когда звучит мелодия в низком регистре. А мальчики будут птенчиками. Они будут летать и петь: «Чик-чирик. Чик – чирик» высокими голосами: тогда, когда будет звучать мелодия в высоком регистре. А теперь мальчики будут птицами мамами, а девочки – птенчиками.
Описание упражнения:
Дети делятся на «птиц и птенчиков»
Если мелодия звучит в высоком регистре – летают «птенчики», если мелодия звучит в низком регистре – летают «птицы»


Много птичек есть на свете
Назовут сейчас их дети:
Белый лебедь, чёрный грач,
Аист, цапля, бородач,
Дятел, зяблик и кукушка,
Иволга и зеленушка…
Птиц встретим в тундре и в тайге,
В лесу, в степи, в горах, в пустыне.
У озера и во дворе
Везде мы рады встрече с вами!

Описание упражнения:
И.П. – О.С.
На первые две строчки дети машут руками, как птицы крыльями
Перечисляя птиц, дети загибают поочерёдно пальчики
Произнося последние четыре строки, дети опять машут руками, как птицы крыльями.

Если вы внимательно будете слушать музыку, то услышите, когда птички летают, а когда клюют зёрнышки. Что сейчас делают птицы?

Описание упражнения:
На первую часть музыки дети «летают», на вторую часть музыки – соединив ладони, друг с другом (сделав клюв), присев на корточки «клюют зёрнышки».

Тут ворона прилетела,
Звонко песенку запела: «К-а-а-а-р.К-а-а-а-р»
Она думала, что поёт лучше всех птиц и поэтому важничала: то вверх голову поднимет, то в сторону повернёт и каркает так, что бы все её слышали. Ворона так громко каркала, что охрипла и стала каркать беззвучно. Вот так (показ беззвучного карканья). Покажите, как каркала ворона, когда охрипла.
(Дети «каркают» с закрытым ртом)

Описание упражнения:
И.П. – О.С.
Поворачивая голову вправо, влево, вверх и вниз, дети протяжно произносят звуки «к-а-а-а-р» с открытым и закрытым ртом.
От удивления ворона стала моргать часто, часто.Вот так (показ). Покажите, как моргала ворона.

Описание упражнения:
И.П. – О,С.
Плечи опущены, мышцы лица расслаблены. Дети часто, часто моргают.

Она так устала, что не могла двигать ни головой, ни туловищем. Но её глаза поворачивались то вправо, то влево, то вверх, то вниз, то вправо, то влево, то вверх, то вниз, то вправо, то влево, то вверх, то вниз.

Описание упражнения:
Дети не двигая ни головой, ни туловищем, выполняют движения глазами вправо, влево, вверх и вниз,

И вдруг ворона увидела прекрасного белого лебедя, который, развернув крылья, гордо поднял голову на вытянутой шее.

Описание упражнения:
И.П. – сидя «по-турецки», плечи развёрнуты, голова поднята вверх.
Дети поглаживают шею от грудного отдела к подбородку
Ласково похлопывают по подбородку тыльной стороной кистей рук.

А вокруг лебедя летали прекрасные бабочки

Есть много бабочек на свете,
Весною и летом мы встретим их дети.
На первой проталинке и на лугу,
На клумбе с цветами, в лесу и в саду.
Порхают, летая с цветка на цветок,
Своим хоботком они пьют сладкий сок.

(показываем цветные фотографии бабочек)
Прелестны капустница и махаон,
Павлиний глаз и аполлон,
Крапивница, пестрянка,
И адмирал, и голубянка.
Вот этих бабочек возьмите
(раздаём маленьких бумажных бабочек на ниточках)
И летать их научите
(собираем бабочек)

Описание упражнения:
И.П. – сидя «по-турецки»,плечи развёрнуты, голова прямо.
Дети держат бабочек за ниточку на расстоянии вытянутой руки напротив своего рта. По сигналу «бабочки полетели» дети дуют на фигурки одним выдохом, не надувая щёк.


Разные звери живут на планете,
Всех любить их надо дети!
«Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц не зерна ни крошек…
Ни к чему обижать бабочку на ветке
Веселее в лесу от её расцветки»….
(дети слушают песню "Не дразните собак" муз. Е.Птичкина, сл.М.Пляцковского в исполнении взрослых)
Давайте погладим животных больших и маленьких.
Я буду называть животное, а вы думайте, маленькое оно или большое. Нужно ли вам наклониться, чтобы погладить его или надо подняться на носочки, чтобы достать до его головы.
Жираф, мышка, медведь, заяц, слон, котёнок, белочка, конь, ягнёнок, корова, козлёнок, олень, верблюд, собака

Ой, смотрите, птичка попала в сети и никак не выберется. Ах, как ей грустно и печально!
Покажите, как было грустно и печально птичке
.

Описание упражнения:
Поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ.

Давайте ей поможем, разрежем сети ножницами. Приготовьте свои «ножницы».

Описание упражнения:
Пальцы левой и правой рук крепко сомкнуты.
Поочерёдно раздвигаем и сдвигаем каждый палец на руках – «разрезаем нити».

Освободилась птичка, запела весело «ку-ку-ку-ку» и улетела. Какую птичку мы освободили?
(кукушку)
Покажите, как было весело и радостно кукушке.

Описание упражнения:
Откинутая назад голова, приподнятые брови, на лице улыбка.

Слышите, колокольчики звенят: «Динь-дон, динь-дон, динь-дон». Покажите свои колокольчики. Как они звенят?

Описание упражнения:
Пальцы рук скрестить. Средний палец опустить вниз. Дотрагиваться им до ладоней рук и импровизировать мелодию на слова: «Динь-дон, динь-дон, динь-дон».


Смотрите какие я нашла игрушки, Это чудо погремушки
(раздаём по две погремушки каждому ребёнку)
Греми, греми,
Погремушечка
Ты греми веселей,
Погремушечка!


Под пение песни дети ритмично играют (встряхивают) погремушками.

Давайте поиграем с погремушками. Кладите погремушки в обручи. Запомните свой обруч. На тихую музыку будете легко бегать вокруг своего обруча. На громкую музыку берите погремушки и гремите ими над головой.

Описание правил игры:
Детей делят на три подгруппы. Каждая группа детей на 1-ю часть музыки легко бегает вокруг своего обруча, в котором лежат погремушки. На вторую часть музыки дети берут погремушки, поднимают их над головой и играют ими в такт музыке. С окончанием музыки кладут погремушки в обруч.

Возьмите погремушки и сядьте по-турецки вокруг обручей. На весёлую музыку ритмично играйте погремушками, держите их так, чтобы ушки слышали, а глазки видели. На грустную мелодию спрячьте погремушки за спину.
Описание упражнения:
Дети садятся вокруг обручей по-турецки и на весёлую музыку гремят погремушками, а на грустную прячут погремушки за спину.

Я прошу всех тихо встать,
Что скажу, то выполнять.
Руками к солнцу потянулись,
До земли рукой коснулись.
Влево, вправо наклонились,
На носочках покружились.


Дети выполняют движения по тексту.

А сейчас давайте вспомним, что мы увидели в сказочном лесу и послушаем звуки леса. Легли все удобно на спину, закрыли глаза и вспомнили, как нам было хорошо в нашем сказочном лесу.

Дети принимают удобную позу, лёжа на спине, закрывают глаза. Звучит релаксирующая музыка. С окончанием музыки дети тихо встают и, прощаясь, уходят из зала.