Воспитание, образование и развитие детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях. Физическое, художественно-эстетическое, креативное, эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Советы, рекомендации, рецепты от педагогов, психологов, докторов и поваров. Всё это, и не только, на нашем сайте.

Развитие речи на музыкальных занятиях

Развитие речи на музыкальных занятиях.

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как  темп, ритм, тембр, динамика  присущи как речи, так и музыке.

На музыкальных  занятиях идёт  расширение кругозора, активное обогащение словарного запаса детей: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов,  фамилии, имена композиторов, откуда родом(составление предложений), краткая биография(связная речь при составлении рассказов о музыке), характеристику музыки(прилагательные: чарующая, лиричная, тревожная, торжественная).

Все вы знаете, что пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи: невнятном произношении, проглатывании окончаний слов, при заикании. Многие дети говорят недостаточно ясно, активно, зажимают нижнюю челюсть.

Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» – лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие  автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Исполняя разнообразные попевки, дети развивают фонематический слух, («Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о)  в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии) .

Формируя чёткую дикцию, можно предложить спеть скороговорку на одной – двух ступенях:

“Не по шоссе, а около катилось О и охало”

Чистоговорка “ Мама мыла Милу”:
Мама мыла Милу с мылом, Мила мыло не любила.
Мама мыла Милу с мылом, Миле в глаз попало мыло.

Определяем, что наиболее часто повторяются сонорные согласные “м” и “л”, которые “пропеваются” как можно дольше.
Это упражнение ещё полезно и тем, что, благодаря повторяющимся слогам “ма”, “ми”, “мы”, “ла”, формируются звуки “а” и “и” на высокой позиции.
Научить естественному, без напряжения  звучанию первого звука, тона можно используя в играх и упражнениях  восклицания: ой, ох, ах, ух… В р.н.п. “Ой, заинька, по сенечкам беги”

Полезно предложить детям петь “как медвежата”, “как зайчики”, “как мышки”. Это поможет им лучше овладеть тремя основными регистрами голоса.

 Хорошо мобилизует внимание детей и побуждает их более чётко произносить слова приём пропевания текста одними губами, в разных темпах, начиная с медленного.

 Комар», «Жук», - автоматизация изолированного произнесения звука «з», «ж»,

 Ковырялочка, дробь.

Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу,

Пляска русская моя

Замечательная.

В.Дьякова.

«Спой ласковое слово соседу»

(хороший, пригожий, вежливый, старательный, внимательный, добрый…)