Развитие речи на музыкальных занятиях.
Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке.
На музыкальных занятиях идёт расширение кругозора, активное обогащение словарного запаса детей: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов, фамилии, имена композиторов, откуда родом(составление предложений), краткая биография(связная речь при составлении рассказов о музыке), характеристику музыки(прилагательные: чарующая, лиричная, тревожная, торжественная).
Все вы знаете, что пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи: невнятном произношении, проглатывании окончаний слов, при заикании. Многие дети говорят недостаточно ясно, активно, зажимают нижнюю челюсть.
Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» – лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Исполняя разнообразные попевки, дети развивают фонематический слух, («Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о) в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии) .
Формируя чёткую дикцию, можно предложить спеть скороговорку на одной – двух ступенях:
“Не по шоссе, а около катилось О и охало”
Чистоговорка “ Мама мыла Милу”:
Мама мыла Милу с мылом, Мила мыло не любила.
Мама мыла Милу с мылом, Миле в глаз попало мыло.
Определяем, что наиболее часто повторяются сонорные согласные “м” и “л”, которые “пропеваются” как можно дольше.
Это упражнение ещё полезно и тем, что, благодаря повторяющимся слогам “ма”, “ми”, “мы”, “ла”, формируются звуки “а” и “и” на высокой позиции.
Научить естественному, без напряжения звучанию первого звука, тона можно используя в играх и упражнениях восклицания: ой, ох, ах, ух… В р.н.п. “Ой, заинька, по сенечкам беги”
Полезно предложить детям петь “как медвежата”, “как зайчики”, “как мышки”. Это поможет им лучше овладеть тремя основными регистрами голоса.
Хорошо мобилизует внимание детей и побуждает их более чётко произносить слова приём пропевания текста одними губами, в разных темпах, начиная с медленного.
Комар», «Жук», - автоматизация изолированного произнесения звука «з», «ж»,
Ковырялочка, дробь.
Каблучками я стучу,
Пляску русскую учу,
Пляска русская моя
Замечательная.
В.Дьякова.
«Спой ласковое слово соседу»
(хороший, пригожий, вежливый, старательный, внимательный, добрый…)