Если ребёнок не говорит
Игры и упражнения, помогающие развивать речь детей. "Назови, что потрогал": Приготовьте разные предметы: вату, жёсткую щётку, губку, бумагу, разные виды ткани - шёлковую ленточку, бархатный бантик, шерстяную варежку, мячик, тарелку с водой, коробочку с крупными пуговицами и т.д. Взрослый рукой ребёнка хлопает по разным предметам и называет их: жёсткая щётка, гладкая бумага, круглый мячик, мягкая вата, твёрдые пуговицы, мокрая вода, шершавая губка и т.д. Начинать нужно с 2-3 предметов, постепенно увеличивая количество предметов. Позднее в игру играют с закрытыми глазами и малыш, на ощупь, должен назвать предмет до которого дотронулся. Продолжительность игры зависит от желания ребёнка и эмоциональности мамы, играющей вместе с малышом. Если ребёнок отказывается от игры - не принуждайте его, вернитесь к игре чуть позже. Будьте терпеливы, доброжелательны, чаще хвалите малыша. "Похлопаем-потопаем" Взрослый читает текст стихотворения, сопровождает его движениями, помогает ребёнку выполнять эти же движения: Ручками мы хлопнем Хлоп,хлоп,хлоп,хлоп Ножками мы топнем Топ, топ, топ, топ Ручками помашем (поднимают руки вверх и делают круговые движения кистями рук) Так. так, так, так Весело попляшем (выставляют поочерёдно ноги вперёд на пятку) Так,так, так, так "Мокро-сухо" Поставьте перед ребёнком две одинаковых кружки. В одной находится вода, в другой - рис.Опускайте пальчики ребёнка поочерёдно в каждую кружку, повторяя: водичка мокрая, руки у Танечки (Вовочки) мокрые. Крупа сухая и ручки у Танюши (Вовы) сухие. Через некоторое время попросите: "Покажи мокрую (сухую) кружку. "Бух, бом". На каждый удар бубна, барабана, хлопок в ладоши или стук ложкой по столу, ребёнок бросает на диван или пол игрушки из коробки и одновременно проговаривает звукоподражания "бух", "бом". Собрать вместе игрушки в коробку и повторить игру сначала. "Покажи где у игрушки..." Каждый раз, когда умываете малыша, или играете с мишкой (зайкой, куклой), не поленитесь прочитать русскую народную потешку и выполнять воображаемые или настоящие действия совместно с ребёнком. Если ребёнок затрудняется выполнять движения, взрослый действует руками малыша: Водичка, водичка! Умой (имя ребёнка или название игрушки) личико, Умой (Лене, Коле, кукле, зайке и т.д.) глазки (лобик, ротик, носик, ушки, щёчки, ручки и т.д.) Чтобы глазки блестели, Чтобы губки алели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок! "Строим дом." Держим руки ребёнка в кулачках. отстукиваем кулачками или любыми гремящими предметами (ложками, крышками, погремушками...) по поверхности стола каждое слово песенки (петь можно на любой мотив): Целый день тук да тук Раздаётся громкий стук. Строим дом, дом большой И с крылечком и с трубой. "Петрушка спрятал погремушку" Найдите сюжетные погремушки (погремушка - уточка, грибок, мишка и т.д.), звучание их должно быть разным, непохожим. Начинайте играть с двумя погремушками, постепенно увеличивая их количество до 7. Покажите игрушку-Петрушку, который принёс две погремушки, предложите послушать звучание двух погремушек - уточки и мишки. Произносите при этом: "Это погремушка - Уточка, а это погремушка - Мишка". Попросите ответить на вопрос или показать, какую погремушку вы взяли сначала (потом)? Затем попросите ребёнка закрыть глаза, уберите одну погремушку и попросите сказать: "Какой погремушки не стало?" Вариант: Попросите закрыть глаза и назвать погремушку, которой вы играете. ( Это погремушка-Зайчик, это погремушка-Грибок). Когда научитесь определять две игрушки, Петрушка принесёт три, затем четыре и т. д. погремушки. Действия с погремушками можно производить за ширмой. "Где погремушка?" Ребёнок держит в руке погремушку, под пение взрослого танцует или просто бегает по комнате. С окончанием песни, ребёнок останавливается и прячет погремушку за спину. Взрослый ищет погремушку. Он просит показать ему сначала правую ручку, потом левую ручку. Ребёнок, за спиной, перекладывает погремушку из одной руки в другую, показывая пустую руку. Взрослый удивляется: "Где же погремушка?", снова поёт песню, ребёнок показывает погремушку и бегает с ней. Когда ребёнок запомнит правила игры, можно поменяться ролями: взрослый пляшет с погремушкой, а потом прячет её, а ребёнок поёт песню и спрашивает: "Где погремушка?", "Покажи правую руку", "Покажи левую руку" "Пальчиковый бассейн". Развиваем мелкую моторику обеих рук. В прямоугольную коробку от обуви насыпьте горох, фасоль,бобы, чечевицу, рис, гречку, ...(каждый раз меняя злаковые или культуры). Взрослый читает стихотворение, ребёнок одновременно выполняет движения. Мама и дочка (сыночек) стирали платочки Вот так, вот так! (Движения раскрытыми ладонями по дну "бассейна" вперёд - назад, пальцы расставлены). Мама и дочка (сыночек) полоскали платочки Вот так, вот так! (Движения кистями рук по дну "бассейна" слева-направо). Мама и дочка (сыночек) выжимали платочки Вот так, вот так! (Движения, имитирующие выжимание белья). Мама и дочка (сыночек) расправляли платочки Вот так, вот так! (Движения кистями рук верх-вниз над "бассейном"). Мама и дочка (сыночек) вешали платочки Вот так, вот так! (Движения, имитирующие развешивание платочков на верёвку). "Разложи по тарелочкам". В бассейне 2-3 вида бобовых или круп, предложите помочь вам или какой-либо любимой игрушке, персонажу помочь разложить каждый вид крупы или бобовых в разные тарелочки.
Предложите скомкать лист бумаги или газету, сделав из них бумажный мячик. кистью рук поочерёдно катаем мячик по столу; подбрасываем мячик поочерёдно каждой рукой и ловим двумя руками;
"Чего не хватает?" Нарисуйте изображение лица, на котором нет какой-либо части:носа, рта, глаз, ушей, волос, бровей, губ...Дети показывают недостающую часть на своём или мамином лице.
"Что пропало?" Покажите картинки и, убрав одну из них, предложите назвать что пропало, используя звукоподражание. Например: - Кто ушёл? (кукла: "Уа-уа!") - Что улетело? (самолёт: ."у-у-у!") - Кто убежал?(петушок: "Ку-ка-ре=ку!")
"Колыбельную песню пропой": Покажите детям как нужно укладывать спать разные игрушки: Кукла-куколка, бай-бай, Спи спокойно,засыпай. "А-а, а-а, а-а". На кроватке спит бычок, Он улёгся на бочок: "У-у, у-у, у-у" Мишка-мишенька, бай-бай, Спи спокойно, засыпай: "О-о,о-о,о-о" Захотела мышка спать И полезла под кровать: "И-и, и-и, и-и!"
Инсценируем песню "Птичка" (несложную мелодию придумываем сами) Маленькая птичка Прилетела к нам, к нам, к нам (машем руками. как птица крыльями) Маленькой птичке Зернышек я дам, дам, дам (пальцами правой руки "насыпаем зёрнышки" на левую ладошку) Маленькая птичка Зёрнышки клюёт, клюёт, клюёт (пальчики правой ладошки соединяются в "клювик", прикасаются к левой ладошке) Маленькая птичка Песенки поёт, поёт, поёт: "Ля-ля-ля-ля-ля! "Пила" (рассказывая стихотворение и выполняя имитационные движения, развиваем моторику рук). Пила, пила, Пили веселей, Мы строим домик для друзей! (ребёнок с помощью взрослого а позднее самостоятельно выполняет поочерёдно, скользящие движения ребром каждой ладони по поверхности стола). "Найди такой же цвет!" На лист картона красного (синего, зелёного, белого, жёлтого, оранжевого, голубого, фиолетового) цвета ребёнок приносит предметы: игрушки, картинки, карандаши, фломастеры, одежду, обувь - того же цвета, что и картон) Ребёнок учится выделять, запоминать, находить названный цвет в окружающих предметах. "Зеркало". Взрослый показывает несложные движения, предлагая ребёнку повторить их: - руки вперёд-назад, в стороны; - ходьба на месте; - наклоны туловища в стороны; - хлопки руками; Ну-ка, в зеркало смотри! Всё за мною повтори! Игру можно усложнить, предлагая выполнять движения по словесной инструкции: "Все дышите - не дышите! Наклонитесь, выпрямитесь! Покружитесь , поклонитесь, Дружно за руки возьмитесь! В хороводе закружитесь! "Что может делать кошка (человек. птичка, медведь, лиса, рыба, машина, самолёт, корабль...)?": В игре ребёнок учится различать действия, совершаемые одним объектом и соотносить действия и глаголы, их обозначающие (идёт, лежит, сидит, играет,лакает, умывается, играет...) "Где же наши пальчики?" В пальчиковый бассейн ребёнок поочерёдно опускает руки, прижимая ладонь ко дну, сдвигает и раскрывает пальцы рук. Сначала взрослый помогает ребёнку, положив свою ладонь на руку ребёнка. Затем, ребёнок выполняет упражнение самостоятельно. (продолжение следует...)
|