- Подробности
-
Категория: Поиграй со мной
-
Создано 21.03.2013 18:45
-
Просмотров: 2647
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ИГРЕ.
Все мы знаем, что игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Играя, ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, даже не догадываясь об этом (играя в школу – учится читать, играя в магазин – учится считать…. Через игру мы,взрослые, развиваем у детей память, мышление, внимание, выдержку, умение управлять своим поведением, через освоение в процессе игр разных правил. И, к сожалению, несмотря на обилие и разнообразие игр (дидактические, подвижные, пальчиковые, настольно-печатные, словесные, игры с пением, музыкальные игры, строительные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры-инсценировки, и даже творческие) чаще всего развиваем у детей только исполнительские способности.
С одной стороны это просто замечательно: такие дети не доставляют хлопот, они легко управляемые, четко выполняют все, что скажет взрослый, точно следуют показанному образцу выполнения той или иной деятельности, никогда не высказывают собственного мнения, их поведение не вызывает нареканий.
С другой стороны дети – исполнители – это дети, не уверенные в себе и в своих силах; дети с низкой самооценкой своих способностей; это дети, не умеющие самостоятельно мыслить, принимать какие-либо решения; они не могут самостоятельно сделать свой выбор, и как следствие им будет трудно добиться успеха в современной жизни.
«В любой отрасли деятельности современные предприятия, учреждения, фирмы напряжённо ищут и отбирают творческих людей, специалистов, способных давать новые и нестандартные идеи, решать творческие задачи и проблемы, т.к. творческий работник обеспечивает процветание любой фирмы и её прогресс. Сегодня таких людей единицы». (Зиновкина М. М.)
Настало время ТВОРЦОВ!!
А воспитание инициативного, активного, думающего, способного на творческий подход к любому делу человека требует особого подхода к развитию личности ребёнка, начиная с его рождения. И, наконец, нашлись люди, учёные, педагоги, психологи, которые заинтересовались этой проблемой. Появилась новая наука – современная методология творчества, при использовании которой возможно найти творческие нетрадиционные решения. Широко пропагандируется, внедряется в практику обучения теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная выдающимся российским учёным, инженером-изобретателем Г.С. Альтшуллером.
Автор многоуровневой креативной системы непрерывного формирования творческого мышления (НФТМ), действительный член Академии профессионального образования, Почётный Профессор Южнокорейского университета, доктор педагогических наук М.М.Зиновкина создала с ведущими педагогами России «Международный (Российско-Южнокорейский) научный центр непрерывного креативного образования и развития творческих способностей «НФТМ – ТРИЗ» специально для повышения творческого потенциала и активности, развития творческих способностей детей.
Принцип работы этого центра – с Радостью к знаниям и созиданию через творчество.
Исходная позиция данной системы – каждый ребёнок талантлив от Природы.
Задача педагогов – создать условия для выявления таланта и его развития».
В нашем центре развития, детском саду №1129, занятия по «Развитию творческого воображения и фантазии + пропедевтика ТРИЗ» проводились в старшей и подготовительной группах.
Занятия по «РТВ и Ф + пропедевтика ТРИЗ» строятся так, чтобы максимально заинтересовать ребёнка, удивить его чем-то неожиданным (встреча с чудом),увлечь его игровой и творческой деятельностью. Занятия включают: упражнения для улучшения мозговой деятельности, развития мелкой моторики, координации движений тела, т.к. они увеличивают объём памяти, повышают устойчивость внимания, ускоряют решение элементарных интеллектуальных задач, обеспечивают более высокий уровень работоспособности детей на занятиях; разнообразные виды игр: дидактические, подвижные, пальчиковые, настольно-печатные, словесные, игры с пением, музыкальные игры, строительные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры-инсценировки, творческие, развивающие игры Никитиных, Воскобовича, Монтессори, логические игры типа «Танграмм», «Колумбово яйцо», «Сложи квадрат», «Разрезные картинки», различные головоломки и конструкторы, работу с природным и бросовым материалом; обязательное подведение итогов и оценка урока детьми.
Дети с удовольствием выполняют задания, отвечают на вопросы, которые развивают их воображение, память, внимание, гибкое нестандартное мышление, умение свободно фантазировать и направлять свою фантазию, творческий ум на решение разных задач. Эти занятия не только развивают и обогащают речь детей, формируют положительное отношение к учёбе, учат сравнивать, обобщать, анализировать, но и вселяют в детей уверенность в себе, воспитывают толерантность – умение слушать мнение других, не перебивая, смело высказывать свои мысли; формируют умение отстаивать свою идею, своё решение, учат детей принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.
Мне думается, за такими занятиями будущее и дай Бог, чтобы я оказалась права.
Занятие №7.
Тема: «Обобщение по теме «Органы чувств»: путешествие по сказочному лесу».
Цели: обобщить и систематизировать знания детей по изученной теме,
развивать навыки анализа и синтеза,развивать фантазию, внимание, логическое мышление.
Теоретический материал по содержательной части программы занятия:
На данном занятии дети обобщают знания об органах чувств:
Орган зрения – глаза;
Орган слуха – уши;
Орган вкуса – язык;
Орган обоняния – нос;
Орган осязания – кожа.
Занятие проводится в форме путешествия в волшебный лес.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите какую волшебную палочку подарили мне Гномы. (Показываю)
Назовите, как зовут Гномов к которым мы ездили в гости. (Глазастик, Носастик, Большое Ухо, Пузатик, Хватай-ка).
Расскажите, почему их так звали. (У Глазастика большие глаза, он хорошо видит; Большое Ухо любит слушать разные звуки и очень хорошо слышит; Пузатик любит покушать и у него большое пузико; Носастик любит нюхать всякие разные запахи и у него большой нос; Хватай-ка любит всё трогать руками и определять предметы на ощупь.)
Сейчас я дотронусь до каждого из вас волшебной палочкой и все мы окажемся в волшебном лесу. (Пока я дотрагиваюсь палочкой до детей, в зале расставляют ёлки с заданиями).
Мы пришли в волшебный лес, (ходьба по залу)
Сколько здесь вокруг чудес, (разводим руками)
Справа ёлочка стоит, (отводим руку вправо, смотрим вправо)
Слева заинька сидит. (отводим руку влево, смотрим влево)
Вдруг наш зайчик поскакал (прыгаем на двух ногах)
И от нас он убежал.
Крылья пёстрые мелькают (летаем, кружимся как бабочки)
Это бабочки летают.
Где-то там наверху (показываем рукой наверх)
Кто-то пел: «Ку-ку, ку-ку» («кукуем»).
Вот лягушка по дорожке (прыгаем как лягушки)
Скачет, вытянувши ножки.
Мы пришли в волшебный лес, (разводим руками)
Очень много здесь чудес!
Посмотрите, под этой ёлочкой что-то лежит (достаю конверт с заданиями от Гнома Хватай-ка).
Игра «Чудесный мешочек».
Нужно опустить руку в мешочек, выбрать любой предмет и трогая его пальчиками определить что это. Когда предмет назван его можно вынуть и показать всем.
(в мешочке конфета, мячик, карандаш, машинка, ложка,...)
Как вы думаете, какой Гном приготовил нам эту игру? Гном Хватай-ка очень любит слушать разные сказки, волшебные истории обо всём на свете.
Давайте сочиним для него самую неправдоподобную историю про …ложку. Жила была ложка, она была…
Ой, как вкусно пахнет эта ёлочка. (достаю конверт с заданиями Гнома Носастика)
Как вы думаете, какой Гном приготовил нам эти задания?
Гном Носастик приготовил подарки для своих друзей. Все его подарки очень хорошо пахнут. Но сегодня мы не сможем понюхать эти вкусные подарки. Мы увидим только форму и цвет подарка. Угадайте, какие подарки приготовил Гном Носастик?
Из конверта достаю красный круг. Дети говорят, что это яблока, клубника, цветок, мыло, … Достаю из конверта прямоугольник жёлтого цвета. Дети говорят, что это пряник, печенье, шампунь, духи…(жёлтый овал – банан, лимон,.. зелёный овал – огурец, киви, …)
Давайте посмотрим, что лежит под этой ёлочкой? (достаю конверт с заданиями Гнома Глазастика)
Игра «Составь глаз» (разрезные картинки).
Как вы думаете, какой Гном приготовил нам эту игру? У Гнома Глазастика любимая игра «Скульптор и глина». Найдите пару, тот до кого я дотронусь волшебной палочкой будет «лепить» скульптуру. Другой - Глина, садится на корточки и расслабляется. Глина поддаётся любому движению «скульптора» и застывает в том положении, которое он придаёт ей. После рассмотрения «готовых скульптур», дети меняются ролями.
Давайте посмотрим что лежит под этой ёлочкой. (достаю конверт с заданиями Гнома Большое Ухо).
Гном Большое Ухо просит вас помочь ему. У Гнома есть друг, лесной Глухарь, птица такая. Этот Глухарь не слушался советов Гнома и всё время кричал, слушал очень громкую музыку и никогда не мыл уши. И теперь Глухарь ничего не слышит. Как показать Глухарю, что ему пора идти кушать? Пора идти спать? Нужно причесаться?
Нужно надеть сапоги? Развернуть и съесть конфетку? Подбросить и поймать мяч? Поймать рыбку на удочку?
Осталась последняя ёлочка. Какой Гном приготовил задания под этой ёлочкой? (достаю конверт с заданиями Гнома Пузатика).
Гноим Пузатик приготовил для нас свою любимую игру.
Игра «Пять чувств».
1 вариант:
У детей карточки с изображением органов чувств. Взрослый показывает предметные картинки. Нужно показать каким органом чувств можно определить этот предмет.
(например: цветы – дети поднимают карточки с нарисованными глазами, носами, руками; конфета – язык, зрение, руки, нос, ухо.)
2 вариант:
У детей игровое поле и по две карточки с различными чувствами (ухо – руки, глаз – нос).
На столах предметные карточки. Нужно найти предметы, которые относятся к обоим чувствам. (например: барабан и дождь можно услышать и потрогать; цветы и освежитель воздуха можно увидеть и понюхать
Молодцы, вы справились со всеми заданиями Гномов, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Сейчас я снова дотронусь до каждого из вас волшебной палочкой и все мы окажемся в детском саду. (Пока я дотрагиваюсь палочкой до детей, в зале убирают ёлки с заданиями).
А теперь, если вам понравилось занятие возьмите красный фломастер и поднимите его, если не понравилось возьмите чёрный фломастер.