Воспитание, образование и развитие детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях. Физическое, художественно-эстетическое, креативное, эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Советы, рекомендации, рецепты от педагогов, психологов, докторов и поваров. Всё это, и не только, на нашем сайте.

Музыка и дети.

Фото отчёт о конкурсе "Сказочный мир музыкальных инструментов".

Уважаемые, родители, принявшие вместе с детьми участие в проекте "Сказочный мир музыкальных   инструментов". Огромное Вам спасибо и низкий поклон за Вашу отзывчивость, старание и креативность. За понимание и готовность с нами сотрудничать. За то, что, несмотря на занятость и нехватку времени, Вы  создали вместе с детьми  уникальный мини - музей  сказочных самодельных  музыкальных  инструментов.

 

 

Детские музыкальные инструменты.

Шумовые ударные  детские инструменты.

Маракасы – один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют собой два небольших деревянных или пластиковых шара с ручкой, наполненные камешками или дробью. Маракасы хоть и невелики, но для малышей бывают тяжеловаты, поэтому на занятиях возможно использование детских погремушек.

Бубенцы – небольшие металлические колокольца шарообразной формы, прикреплённые к кожаной полосе или рукоятке.

Пандейра (румба) – представляет собой четыре пары маленьких металлических тарелочек, вмонтированных в деревянную рукоятку. Звучание её напоминает эффект, достигаемый встряхиванием бубна.

Трещотки, кастаньеты - видов трещоток много и любые из них применимы в детском шумовом оркестре для придания звучанию своеобразной окраски. Один из видов представляет собой набор деревянных пластин, укреплённых на шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо, взявшись за крайние пластины, имитируют хлопки в ладоши: пластины при этом ударяются друг о друга. Удобным инструментом для детей является и трещотка-кастаньета. Инструмент представляет собой деревянную рукоятку в форме трапеции, к которой с помощью шнурка крепятся две пластины с выдолбленными резонаторами (по типу кастаньет). Можно использовать и оркестровые кастаньеты с ручкой.
Пандейру и трещотку не стоит применять часто, так как их звучание надоедает и утомляет слух.
Все эти инструменты применяют по одному или в паре. Держат их обычно за ручки. Встряхивание и покачивание выполняются кистью, рука в запястье должна быть свободной. Нужно следить, чтобы дети не напрягали кисть и не производили движение всей рукой.

Следующими из этой группы осваивают инструменты, приём игры на которых – удар. Для игры на этих инструментах также характерно свободное кистевое движение руки.
Коробочка – полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью-резонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками от металлофона, ударяя ими по верхней плоскости коробочки.

Ритмические палочки (клавесы) – две палочки, длиной с карандаш, но несколько большего размера, выточенные из высокосортной древесины. Ударяя их друг о друга, легко добиться чёткого ритмического сопровождения.

Ложки (обычно деревянные) – своеобразный русский народный инструмент. Держат их за ручки и ударяют одна о другую тыльной стороной черпаков. Динамика регулируется силой удара.

Треугольник изготовляется из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон. Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, имеющей устойчивое основание.

Барабан – общеизвестный инструмент. Представляет собой корпус деревянный (реже металлический), обтянутый с одной или с двух сторон кожей или пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они лёгкие, красиво оформлены и дают не очень сильный звук, который не утомляет слух. Среди многочисленных разновидностей барабана, которые могут быть применены в детском шумовом оркестре, надо выделить малый эстрадный барабан.
Для игры любой барабан можно поставить на специальную подставку. маленькие детские барабаны обычно подвешивают на ремешок или шнурок и надевают на шею так, чтобы верхняя мембрана находилась несколько ниже пояса исполнителя. Плоскость барабана, установленного на подставке должна быть под небольшим углом наклонена в сторону исполнителя, а подвешенного на ремне – в противоположную сторону. Играют на барабане деревянными палочками или специальными металлическими щётками, а также непосредственно руками. Основной приём игры на барабане – отдельные короткие удары-акценты и последовательности ударов, подчёркивающие отдельные ритмические рисунки.

Бубен имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с колокольчиками. На бубне играют обычно стоя. Основные приёмы игры – встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или покачивая, будто сеют через сито муку); удары правой рукой по мембране.

Тарелки представляют собой выпуклые в середине металлические диски, сделанные из особого сплава. Применяют как одинарные, так и парные тарелки. Одинарные тарелки устанавливаются на специальной подставке на уровне груди исполнителя. Играют на тарелке металлической или деревянной палочкой с твёрдой или мягкой головкой. Основной приём игры – спокойный, лёгкий удар. Гасят звук рукой.
Из парных тарелок для детей более всего подходят педальные (хай-хет): они укреплены на подставке и благодаря специальному устройству ударяют друг о друга при нажатии на педаль. Можно использовать и парные ручные тарелки, имеющие кожаные петли для рук исполнителя. Способ извлечения звука – скользящие удары друг о друга.

«Мелодические» ударные инструменты

Металлофон представляет собой набор металлических пластинок, свободно укреплённых на раме.
Существуют детские диатонические однорядные металлофоны с диапазоном до двух октав. Ограниченность возможностей делает их использование в оркестре мало целесообразным, однако на подготовительных занятиях они могут пригодиться.
У хроматического металлофона пластинки расположены в два ряда: нижний ряд соответствует белым клавишам фортепиано, а верхний – чёрным.

Ксилофон – представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укреплённых на раме.

Колокольчики – по виду напоминают металлофон, отличаются протяжённым звучанием и особой нежностью и прозрачностью.
Все пластины этих инструментов съёмные. Партии записываются на обычном нотном стане.
Инструмент ставится на специальную подставку или стол, соответствующие росту ребёнка. Играют стоя или сидя двумя молоточками. Кисти рук с молоточками, как и сам инструмент, находятся немного ниже уровня пояса исполнителя. Ручки молоточков кладутся на средние фаланги указательных пальцев обеих рук и придерживаются большими пальцами. Конец ручки должен свободно «ходить» в ладони. Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку свободный отскок молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук. Если же молоточек зажимать в руках, звук получится глухой и невыразительный. Играть следует примерно по центру пластинки.
Основной способ звукоизвлечения – поочерёдные удары руками, но возможно воспроизведение ряда звуков одной рукой. Удар должен быть коротким и энергичным, после чего головка молоточка отскакивает от пластинки. Замах для удара должен быть кистевой, запястье и кисть не напряжены.

В Китае понимают, а у нас?

Почему-то в Китае  каждый ребёнок должен в обязательном порядке научиться играть на одном из музыкальных инструментов.  Китайские родители понимают, что  играть в оркестрах смогут не все, но то что дети, должны научиться не только считать и писать, для того, чтобы стать востребованными, хорошо зарабатывать и быть успешными в жизни - понимают тоже!

У них (китайских родителей) не возникает вопросов зачем нужны детям музыка и искусство, они понимают, что музыкальное и художественное  образование гармонично развивает такие способности и навыки, которые сделают ребёнка креативным,  способным принимать творческие, обоснованные решения, конкурентным в современном мире. 

Исследования института художественного воспитания школьников  Академии  педагогических наук показали, что посещая  всего 4 спектакля в год  ребёнок начинает  лучше успевать по предметам, требующим воображения. Компьютер, как и телевизор не может заменить посещения галереи, похода в филармонию, просто чтения родителями книги вслух.

Чтобы у ребёнка гармонично развивались оба полушария - и левое, отвечающее за логику,  и правое, отвечающее за эмоциональность, чтобы Ваш ребёнок  стал  преуспевать в жизни - не ленитесь водить его в театры, на концерты, читайте книги вслух, отдайте в музыкальную школу.

Музыкальные игры

Коммуникативная  игра:

Мы за руки возьмёмся,
Друг другу улыбнёмся,
По кругу мы пойдём
И хлопать (топать, прыгать, хохотать, мяукать, чирикать…) мы начнём .

Игра «Зимняя дорога»:

Едем , едем на лошадке,
По дорожке зимней, гладкой:
Цок, цок, цок,
Цок, цок, цок!

(стучат палочкой по деревянным  коробочкам)

Санки полозом скрипят,
А  бубенчики звенят.

(играют на бубенцах)

Дятел застучал на ветке:
Тук, тук, тук!
Тук, тук, тук!

(играют  на молоточках)

Белка щёлкает орешки:
Щёлк, щёлк, щёлк!
Щёлк, щёлк, щёлк!

(щёлкают кастаньетами)

Холод, холод, стужа, стужа

(играют на треугольниках)

Снег пушистый кружит, кружит…

(шуршат полиэтиленовыми мешочками)

Ехали мы, ехали.
Ехали мы, ехали.
Наконец, доехали:
С горки – «У-ух!»
(игра «Глиссандо» на  ксилофоне)

В ямку – «Бух!»

(Удар по металлической  тарелочке)

Приехали!

"Игра с погремушками.":

Дети поют, ударяя погремушкой о ладонь:

По ладошке стук да стук –
Вот какой весёлый звук!
Что же это за игрушки?
Это наши погремушки!

На 2-ю часть музыки дети кружатся.
Мы покружимся сейчас,
Вот какой весёлый пляс!

Дети стучат погремушкой по коленке:

По коленочке стучим,
Громко-громко говорим:
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Погремушка, ты наш друг!»

На 2-ю часть музыки дети кружатся
Мы покружимся сейчас,
Вот какой весёлый пляс!

Зачем нужны детям занятия музыкой?

У многих родителей, а в наше время и не только у них, возникает вопрос, зачем нужны детям в дошкольных учреждениях занятия музыкой или, как сейчас называют,непосредственная деятельность в разделе музыка? Первое, что должны знать родители, это то что музыкальный слух имеется у всех детей. Только у одних этот слух выражен более ярко, у других почти незаметен, но вопреки расхожему мнению, музыкальным слухом обладают все, практически каждый из нас.

Знаете ли вы, что, ещё находясь в утробе матери, ребёнок может слушать музыку? А в 18 недель, слух становится совершенным? Малыш семи месяцев,  находясь в мамином животике, может уже быть меломаном!

Исследования учёных доказали, что будущие малыши очень любят классическую музыку,которая благотворно влияет на развитие плода и самочувствие мамы. Давно замечено, что произведения Вивальди способны успокоить ребёнка, Бах и Брамс возбуждают и тонизируют. Слыша звуки тяжёлой музыки, ребёнок испытывает дискомфорт и начинает вести себя беспокойно.

 Канадские учёные  уверяют, что недоношенным детям полезно слушать музыку: приятные , мелодичные звуки ослабляют боль, нормализуют дыхание, сердечный ритм. Ряд исследований показал, что во время прослушивания музыки у малышей увеличивается уровень кислорода в крови.

Многие специалисты советуют родителям включать лёгкую  классическую музыку, петь колыбельные, детские прибаутки, когда малышу требуется  обезболивающее  средство, так как преждевременно рождённые дети малы, чтобы давать им медицинские препараты, а  музыка вполне может стать заменой лекарству.

О том, что музыкотерапия всё чаще используется при лечении заикания - знают практически все.

Кроме того, профессор физики при Калифорнийском  университете (город Ирвайн) Гордон Шоу отмечал, что регулярно обучаясь игре на музыкальных  инструментах, хотя бы по десять минут в день, дети 3-4 лет учатся рассуждать и мыслить. В течение девяти месяцев группу детей, учащихся игре на пианино, сравнивали с группами либо обучавшимися компьютерной грамотности, либо не обучавшихся совсем. В лондонской "Санди таймс" сообщалось, что результаты теста на умственное развитие у детей, занимавшихся музыкой улучшились на 35%, а у других  групп улучшения были незначительными или вообще отсутствовали.

Занятия музыкой развивают абстрактное мышление, интеллект, речь.

Занятия музыкальным движением развивает зрение (бинокулярное, периферическое, глазомер), повышает внимание, сосредоточенность, память, воображение.

Музыкальные занятия в детстве -  артистизм, средство самопознания и самовыражения на всю жизнь

Если Вы хотите видеть своих детей духовно богатыми людьми - прививайте интерес к музыке и занимайтесь с ними разными видами музыкальной деятельности с раннего возраста.

Наша цель, как музыкальных руководителей, заключается в том, чтобы за время пребывания Ваших детей в детском саду:

- развить музыкальность ребёнка;

- обучить певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам;

- воспитать способность воспринимать, чувствовать и понимать  музыку;

-  развить художественно-творческие способности;

Вся наша деятельность в процессе музыкального воспитания направлена на активизацию у детей музыкального восприятия и музыкальных способностей, тренировку слуховых и двигательных анализаторов, без участия которых не может быть решена ни одна самая элементарная задача, стоящая перед ребёнком.

В непосредственной музыкальной деятельности с детьми мы систематически работаем над развитием детского голоса и чувства ритма, формированием певческих навыков, воспитанием у детей слухового внимания.

Приучаем детей сосредоточенно и сознательно воспринимать музыку в процессе слушания.

Когда ребёнок поёт, двигается, происходит упражнение его органов чувств.

Предлагая детям посильные задания, вызываем у них интерес и стремление проявить инициативу. Воодушевлённые музыкой дети, объединяются общим чувством, в то же время каждый ребёнок выражает его по-своему.

Непосредственная деятельность с детьми включает в себя чередование различных видов деятельности  (пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игру на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивает тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Всё это содействует воспитанию многих положительных качеств личности ребёнка, объединяет детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учит культуре поведения, требует определённой сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества.

Для того чтобы ребёнок мог свободно двигаться во время исполнения упражнений, плясок необходима соответствующая обувь. Прежде всего, она должна быть фиксированная. Например, чешки или балетки. И совсем недопустимо, чтобы ребёнок был в комнатных тапочках, "сланцах" или просто в "шлёпках".

Необходимым условием для проведения музыкальных занятий является облегчённый костюм.

Очень важно, чтобы девочки были одеты в короткие пышные юбочки  тёмного цвета и белые кофточки, потому что  им почти всегда нужно  руками  держаться за юбку во время танцев.

Приветствуются белые рубашки и короткие штанишки на резинке для мальчиков, чтобы выглядеть эстетично и во время танца видеть свои коленки, и ступни ног.

Специальная одежда организует детский коллектив, помогает создать соответствующее настроение, позволяет детям легко и свободно выполнять движения.

Приучая детей видеть красивое, пробуждаем  интерес к окружающему миру и его красоте.А как это сделать, если девочки приходят в музыкальный зал неопрятные, а мальчики в помятой одежде? Очень просим Вас, дорогие родители, следить за аккуратностью внешнего вида Ваших детей.

То, чему научились Ваши дети, Вы можете увидеть на праздниках и развлечениях. И, естественно, если ребёнок попадает на музыкальную  деятельность, как групповую, так и индивидуальную, он и будет выглядеть не смешно и не неуклюже, понятно, что нас взрослых умиляет, то,   что ребёнок не сделал ножкой как все,  повернулся спиной, когда все стоят лицом, не поёт, бегает по залу, .когда все выполняют упражнение с цветами или лентами. И в этот момент, смеясь над ребёнком, мы не  задумываемся  о том, какую наносим ему психологическую травму, думая, что он ещё маленький и ничего не понимает. Поэтому  призываю - вовремя приводить детей в сад, чтобы не был пропущен ни один из режимных моментов. А за две недели до праздников, если вы  хотите, чтобы Ваш ребёнок участвовал не только в хороводных играх - ежедневно посещать детский сад.

Сценарий праздника составляется с учётом возможностей сада и способностей детей, поэтому  детские  сценические костюмы  нужно  готовить согласно сценарию. Если же Вам очень хочется одеть ребёнка в костюм Бэтмана или черепашки Нильзя, то будьте готовы к тому, что Ваш ребёнок  не сможет принять участие в этом костюме в танце Зайчиков, Гномов или матрёшек.

Помните, что в неловкое положение детей ставим мы, взрослые, и только от нас  с Вами  зависит- будет ли ребёнку комфортно в детском саду.

Еще статьи...

  1. Понарошкин мир

Подкатегории