Воспитание, образование и развитие детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях. Физическое, художественно-эстетическое, креативное, эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Советы, рекомендации, рецепты от педагогов, психологов, докторов и поваров. Всё это, и не только, на нашем сайте.

ВЕСЁЛАЯ МАСЛЕНИЦА.

 

Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Масленица получила название Сырной, или Сыропустной недели, Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в предверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю).

В 2018 году праздновать МАСЛЕНИЦУ  будем с 12 по18 февраля.
Масленица — это веселые проводы зимы,  радостное ожидание близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, без которых немыслима масленица, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являлись  символом солнца, которое разгоралось все ярче , удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же  удалью, что и в языческие времена.
Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», « объедуха»,«ясочка».


Понедельник — встреча
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне.Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.Песни, которые поют в день «встречи», очень жизнерадостны.

 

Вторник — заигpыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях, катались с  обледенелых гор.

 

Среда — лакомка
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво.Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же,прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

 

Четверг — разгул (перелом, широкий четверг)
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои,ведущие свое начало из  Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, битб лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся — третий не лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один».  И все-таки это была игра, праздник,  которому, естественно, соответствовала и одежда. Если и вы хотите следовать древним русским ритуалам и обычаям, если у вас сильно чешутся руки, можно слегка и позабавиться, наверное, дракой — снимутся заодно и все негативные отрицательные эмоции, наступит разрядка (может, в этом и был какой-то тайный смысл кулачных боев), а заодно это и поединок сильнейших. Только не забывайте обо всех ограничениях и, главное, о том, что это все-таки праздничный, игровой поединок.

Пятница — тещины вечера
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы,содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам!
Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях,наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).
В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

 

 Суббота — золовкины посиделки

Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Как видим, на этой «масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.

 

 Воскресенье — проводы, целовальник, прощеный день.

Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году.

 

 Великий пост один из четырех постов, принятых в православной церкви. Кроме него существуют еще Рождественский, или, как его иногда называют, Филиппов пост, четырехнедельный период, завершающийся в канун Рождества (с 28 ноября по 6 января); Петров пост (начинающийся через неделю после Троицы и заканчивающийся 11 июля, в канун Петрова дня); а также Успенский пост, приходящийся на конец лета и завершающийся в канун дня Успения Пресвятой Богородицы, 27 августа.


Великий пост, впрочем, как и остальные православные посты — время, когда постящийся должен смирить свою плоть. Это выражается, прежде всего, в ограничениях, связанных с пищей человека. Во-первых, у  православных (русских, украинцев и белорусов, а также сербов, болгар и македонцев) из употребления изымается вся скоромная пища: мясо, молочные продукты, а также рыба (в отличие от католиков, которым в пост можно есть рыбу). Поэтому еда состоит в основном из каш, овощей и растительного масла. Во-вторых, дополнительным ограничением для человека становится и сокращение количества приемов пищи: вместо обычных трех раз во время Великого поста едят два (пропуская, по желанию завтрак или ужин). Избавление от греха чревоугодия как раз и состоит в том, чтобы забыть о пище, не испытывать от еды удовольствие, а потреблять ее исключительно по необходимости.

Смирение плоти — это не только ограничения в еде. Во время поста люди воздерживаются от половых сношений, избегают шумных компаний, сборищ и праздников, не играют на музыкальных инструментах, разумеется, не венчаются (вы просто не сможете найти священника, который обвенчал бы вас в это время),  в это время не носят украшений, бижутерию, яркую одежду (особенно недопустимым считается красный цвет), предпочтение отдается темной цветовой гамме.

Особенно строгие ограничения соблюдаются в начале поста и в конце его, т. е. на первой и седьмой неделях. В это время люди стремятся есть сырую пищу и даже ничего не готовят. А в конце поста особенно набожные люди соблюдают так называемый сухой пост — не пьют воды и ничего не едят с вечера Страстного четверга до Страстной субботы, отмечая тем самым время смерти Иисуса Христа. 
Великий пост не сводится к ограничениям в пище. Это время, когда человеку положено трудиться и думать о душе. Вот почему издавна в течение Великого поста люди особенно истово молились и посещали церковь, а также и творили богоугодные дела — одаривали нищих, делали пожертвования сиротским домам и приютам и т. д.
Покаяние, труд и покой — вот то, что должно определять жизнь человека во время Великого поста.  Следует помнить о том, что  добрые дела, которыми человек должен проявить себя во время Великого поста, скорее общечеловеческая норма. 
Важно помнить о том, что если среди ваших родственников и знакомых нет людей верующих, это еще не означает, что их нет поблизости от вас: в соседнем доме, дачном участке или квартире. Для истинно верующего человека нет ничего оскорбительнее, как услышать громкую музыку в один из наиболее скорбных дней года, например, в Страстную пятницу — день смерти Христа. Уважение к религиозным чувствам окружающих, проявляющееся в соблюдении элементарной тишины, в отсутствии неуместных вопросов в тех случаях, когда человек отказывается от предложенного ему угощения, а также в приготовлении специальных постных блюд, если вы ждете в гости человека старшего поколения или вашего друга, обратившегося к вере, — таков может быть ваш личный вклад в культурную атмосферу Великого поста.